Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
11:28, 26 сентября 2018
 685

Цифровая трансформация транспортной системы: фантастика или реальность?

Цифровая трансформация транспортной системы: фантастика или реальность?
  • Новости

Современные информационные технологии для инновационного развития умных городов обсудили на II межрегиональном IT-форуме «БИФ-2018». Секция SMART CITY Day 2018 работала на площадке БГТУ им. В. Г. Шухова. О перспективах развития транспортной инфраструктуры говорили ученые, представители власти, предприниматели. Соорганизатором форума выступил департамент строительства и транспорта Белгородской области.

Беспилотники на горизонте

Цифровая трансформация транспортной системы предполагает целый спектр направлений деятельности: от моделирования транспортных потоков и создания единой системы безопасности до умных дорог и беспилотников. Если не для индивидуального пользования, то для таксопарков беспилотники, или как правильно говорить частично автоматизированные транспортные средства, появятся на горизонте уже к 2035 году. Так говорят специалисты. Правда, чтобы реализовать идею, нужно выполнить определенные требования и к автомобилю, и к инфраструктуре. О комплексной схеме организации дорожного движения рассказал Антон Пахомов, ведущий бизнес-аналитик компании «МосТрансПроект». Эта компания занимается развитием интеллектуального транспорта.

О цифровой модели дороги говорил и Султан Жанказиев, доктор технических наук, профессор Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета. «В России своя специфика – климатическая, территориальная, пространственная, региональная. Однако беспилотный автоматизированный транспорт – это то, к чему стремится весь мир, и мы не можем отставать», — отметил Жанказиев.

Микромобильный общественный транспорт: тенденции и перспективы

Классический образец микромобильного транспорта – велосипед. Сегодня система велопрокатов есть во многих крупных городах. Лидером среди государств заслуженно считается Китай. Однако велосипед хоть и самый популярный, но не единственный в этом семействе. Новаций здесь достаточно много – электросамокаты, сегвеи, гироскутеры завоевывают все большую популярность у горожан. Председатель совета директоров компании «Воздухотехника» Александр Ястриб считает, что микромобильные виды транспорта уже стали частью транспортной системы, а потому требуют внимания. Спикер познакомил с опытом применения электросамокатов в мире и рассказал об особенностях электрофикации микромобильного транспорта.

Безопасность и видеонаблюдение

Города, опутанные сетью видеокамер – это сегодняшняя реальность. Камеры не просто фиксируют происходящее вокруг, они умеют идентифицировать лица и объекты, то есть обладают искусственным интеллектом. В Белгородской области такие комплексы применяют на дорогах для выявления нарушителей. «Закрыть номер и избежать наказания не удастся. Водитель большегруза с закрытым номером, нарушивший весовой режим или правила дорожного движения, не уйдет от ответственности. Система «Безопасный город» выведет нарушителя на чистую воду. Она проверит записи на всем пути следования и вычислит номер автомобиля ещё до того, как водитель закрыл регистрационный знак», — поделился опытом реализации проекта «Умные дороги», белгородский IT-предприниматель Фёдор Жерновой.

 

Помимо выявления нарушителей, система помогает управлять трафиком. В настоящее время в регионе 120 постов фото- и видеофиксации, 25 комплексов метеостанций, развиваются системы весогабаритного контроля и управления парковочным пространством, появляются умные светофоры. С аппаратов фиксации в день поступает около 500 тысяч снимков, с помощью которых можно анализировать транспортные потоки. Основная задача – контроль за соблюдением ПДД и как следствие снижение смертности на дорогах. На достижение этой цели направлена и работа метеостанций. Аппарат фиксирует переход температуры через ноль, то есть момент, когда дороги становятся наиболее опасны для водителей. Информация передается коммунальным службам, чтобы те оперативно могли выехать на борьбу с гололедом.

При всем многообразии функций, система «Умных дорог» не требует больших финансовых вложений, все достаточно просто, если есть конкретная задача и желание что‑то развивать – подчеркнул Жерновой.

Что делается и что будет делаться?

Подводя итог работы секции, заместитель Губернатора Белгородской области – начальник департамента строительства и транспорта Евгений Глаголев отметил, что реализация проекта по развитию умных дорог поддержана на уровне главы государства. Согласно майским указам президента, денежные средства целенаправленно выделяются на оснащение дорог аппаратными комплексами и разработку программного обеспечения. Уже сейчас происходит включение раздела «Умный город» в госпрограмму «Цифровая экономика РФ».

«Сегодня необходимы интеллектуальные транспортные системы, которые будут контролировать соблюдение ПДД и скоростного режима, чтобы на дорогах не гибли люди. Именно поэтому проект по созданию «Умных дорог» получил поддержку правительства региона» — подчеркнул Евгений Глаголев.

Вот как оценили Белгородский IT-форум приглашенные эксперты.

Илья Петушков, ведущий консультант Mobility In Chain, модератор секции SMART CITY Day 2018:

«Очень крутое мероприятие, не ограничивающееся только внутренними тематиками IT, но также и уходящее в вопросы применения технологий в различных сферах жизни. Большое спасибо за приглашение!»

Павел Доронин, основатель CEO лаборатории по цифровой трансформации бизнеса AI Today и сообщества AI Community:

«Темы, которые поднимались на секции сегодня очень актуальны, так как транспорт ключевая индустрия в экономике. Его цифровая трансформация может создать большой инфраструктурный сдвиг и потянуть за собой другие индустрии. Транспорт пронизывает всю экономику и географию страны, а, значит, есть потенциал для создания сквозных цифровых платформ, агрегирующих и обрабатывающих данные о транспортных потоках, дорогах, пассажирах»